Электротяга вместо ДВС: какие перспективы у электромобилей в Украине

Электротяга вместо ДВС: какие перспективы у электромобилей в Украине

После трехлетнего кризиса цены на нефть продолжают демонстрировать стабильную динамику роста, а вместе с ними медленно и неуклонно поднимается цена на топливо. Поэтому заправка полного бака по цене 28 грн. за литр становится накладной даже для состоятельных людей. Об этом свидетельствует тот факт, что под ГБО начинают переделывать не только популярные и бюджетные Daewoo Lanos или Renault Logan, но и более дорогие модели, включая даже Range Rover. Но учитывая то, что цена на газ тоже уже давно помахала ручкой приятной цифре 8 грн за литр и прыгнула до 14 грн., установка газового оборудования становится не выгодной. В этот момент мощный фундамент популярности ГБО дал трещину, а заполонившее пространство начинают заполнять электромобили. 


Причины популярности электротранспорта в Украине 


Нельзя сказать, что украинцы поголовно пересаживаются на электромобили, но явная тенденция присутствует. Статистика Укравтопрома показывает, что в начале 2018 года в стране было зарегистрировано 490 электрокаров – это примерно на 62% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Поэтому неудивительно, что к середине 2018 года дилеры практически всех автопроизводителей, предлагающих автомобили с электромоторами, заявили о готовности обслуживать подобную технику – еще в 2017 году их количество составляло не более 15% от общего числа. Кроме дилеров и официального обслуживания, на популярность электрокаров влияют следующие факторы.


1. Низкая себестоимость заправки


Главное достоинство электромобилей – это низкая себестоимость одного километра пробега. Как правило, они оснащаются тяговым аккумулятором емкостью 24-30 кВт*ч, которого в среднем хватает на 100 км пробега в городском режиме. Конечно, в этом плане преимущество ДВС очевидно – на полном баке можно проехать до 500 км в городе, но речь о другом. Заправка аккумулятора до полной емкости обойдется примерно в 70 гривен – выходит, себестоимость 1 км составляет 70 копеек. 

Средний расход машин с ДВС в городском режиме составляет от 5 до 10 литров, в зависимости от объема и типа двигателя. Если брать среднее арифметическое в 7.5 л/100 км и среднюю цену топлива в 28 гривен за литр, выходит 2 гривны 10 копеек за 1 км. Для ГБО цифры немного другие – средний расход 9-10 л/100 км, цена газа 14 гривен и в итоге  1 гривна 40 копеек за 1 км. Как видите, даже по сравнению с экономичным ГБО, себестоимость 1 км для электромобиля в два раза меньше, а если сравнивать с традиционными ДВС – то даже в три раза. 


2. Налоговые льготы 


В начале 2018 года Верховная Рада сделала совершенно нехарактерный для себя «королевский подарок». На год полностью убраны все налоги на ввоз в страну электромобилей – речь идет об акцизном сборе и налоге на добавленную стоимость (НДС). Если кто не знает, то стоимость акциза в Украине для автомобилей составляет 109 евро, а вот НДС – это 20% от стоимости автомобиля, так что экономия достаточно существенная. Льготная система не касается автомобилей с гибридной силовой установкой – речь идет только о «чистых электромобилях». Пока закон имеет временное действие до 1 января 2019 года, но в кулуарах Рады уже поговаривают о том, что его могут продлить еще на 4 года. 


3. Низкая стоимость техобслуживания 


По сравнению с автомобилями, оснащенными ДВС, электрокары дешевле и проще в обслуживании. В них необходимо менять только угольные фильтры, причем делается эта процедура всего раз в год и составляет от 1200 до 1500 гривен в зависимости от модели, включая работу в СТО. 

Для малолитражек на бензине или дизеле, ТО производится каждые 10 тысяч км – даже при умеренном использовании авто его приходится делать минимум 2 раза в год. Для бюджетной модели это обойдется примерно в 500-600 гривен масло в двигатель, 200-400 гривен комплект фильтров плюс 200-300 гривен за работу в СТО. Для моделей более высокого ценового класса эта сумма вырастет минимум на 15%. Как видите, несколько сотен гривен экономии на лицо – мелочь, а приятно. 

Срок службы одной батареи в нормальных условиях эксплуатации составляет порядка $3500. Сумма приличная, но не забудьте то, что владельцу за это время не нужно менять ремень ГРМ (каждые 100 тыс. км), ГУР, кондиционера и генератора, свечи зажигания, масло в трансмиссии, антифриз, аккумулятор и так далее. Все это за 8 лет вполне может затянуть на вышеупомянутую сумму, если не больше. 



4. Простота управления 


По сравнению с обычными автомобилями, даже оснащенными автоматической трансмиссией, электрокары проще и удобнее в управлении. При необходимости, электротяга позволяет быстрее пойти на обгон или стартовать с места – крутящий момент выдается сразу же и в полном объеме, в отличие от ДВС, где крутящий момент достигает пика при определенном количестве оборотов. Именно поэтому большинство современных спорткаров оснащаются гибридной силовой установкой. 

Тормозная система у электрокаров более эффективна – она является рекуперационной. Поэтому при торможении большая часть кинетической энергии преобразовывается в электрическую и используется для подзарядки аккумулятора. Это не только увеличивает длительность поездки, но сильно снижает износ тормозных колодок. 


Недостатки электрокаров 


К сожалению, электротяга имеет пару критических недостатков. Именно они препятствуют повсеместному распространению, хотя производители делают все, чтобы частично нивелировать эти недостатки или полностью их устранить.


1. Низкая емкость батареи


Как говорилось выше, тяговая АКБ электромобилей имеет емкость не более 30 кВт*ч. В среднем, этого хватает на 110-150 км пробега на одной зарядке в летнее время и 70-90 км – в зимнее (при отрицательных температурах аккумулятор разряжается быстрее). Поэтому если автомобиль планируется для поездок на дальние расстояния, альтернатив у ДВС для потенциального покупателя нет. 


2. Недостаточно развитая сеть заправочных станций 


Конструкция аккумулятора предусматривает полную зарядку в течение 4-6 часов – так достигается максимальная емкость батареи. Но есть возможность «быстрой зарядки» в течение 30 минут, когда АКБ может набрать до 40-60% заряда – подобные 

Пока только столица и областные центры, такие как Львов, Харьков, Николаев и Днепр, могут похвастать наличием разветвлённой сетью специальных заправочных станций с «быстрой зарядкой». В других городах они представлены слишком слабо, хотя с каждым месяцем их становится все больше и больше – на середину 2018 года в Украине насчитывается уже более 900 АЗК. 


«Великолепная пятерка»: ТОП-5 лидеров рынка в Украине 


Согласно статистике, пальму лидерства среди электромобилей удерживает Nissan Leaf. Согласно статистике, по состоянию на июль 2018 года, в стране насчитывается 1282 электрокара этой модели, что составляет 70.7% от всего количества электромобилей. 


Второе место занимает модель BMW i3 от баварского концерна – 129 единиц и 7% рынка.


На третьем месте расположилось детище Илона Маска – широко разрекламированная и популярная в США Tesla Model S. Их доля в рынке составляет всего 5.2% с 95 единицами. 


Четвертое место с показателем 3 % рынка и 57 единиц удерживает Mercedes-Benz B-Class Electric Drive.


А замыкает пятерку лидеров Smart ForTwo Electric drive – при количестве в 50 электромобилей этой модели принадлежит 2.8% от общего количества автомобилей с электротягой. 


К слову сказать, несмотря на то, что Украина входит в пятерку стран с относительно высоким количеством электромобилей, ни один дилер пока не предлагает электрокары в салонах – исключение составляет только Hyundai со своей моделью Ioniq Electric, доступной с 2017 года. Но к концу 2018 года Renault пообещал выпустить на украинский рынок свои модели ZOE и Kangoo ZE 33, Mitsubishi намерен дебютировать со своим кроссовером Outlander PHEV. К 2019 года планируются поставки Mercedes-Benz EQ, а к 2020 году - Volkswagen I.D. С появлением «официальных» электрокаров в дилерских центрах они станут доступнее, так что вполне возможно, Украину ждет действительно массовый переход на автомобили на электротяге.